Статьи

Ru [32]
Uk [6]
Продолжения [8]

Мебель - Эпохи и стили. Продолжение

Начало | Продолжение

БАРОККО (КОНЕЦ XVI - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВВ.)

Каждый человек - это стиль.
Бюффон.

Эти слова известного французского учёного, как нельзя лучше характеризуют основные эстетические воззрения человека периода барокко. Впервые в истории искусства речь пошла о целом культурном движении, потому что стиль и образ жизни людей становятся взаимосвязанными. Барокко - слово итальянское в переводе синонимично слову "причудливый". Так его назвали поздние противники - классицисты XVIII века, которым формы напоминали странную вычурную раковину - результат игры "неразумной природы".

История неразрывно связана с эпохой абсолютизма, частности со временем правления французского Людовика 14-го, "Короля-Солнце". Со временем это приводит к определенной униформизации многих сторон жизни, вплоть до одежды.

Вошедшие в быт придворной аристократии пышные одежды и парики порождали неестественность поз и движений. За парадной помпезностью вида во всем чувствуется нечто театральное. Основные элементы барочного тона, так же, как ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность контуров, беспокойный ритм кривых линий. Новое течение особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда называют: "стиль иезуитов".

Вместо средневекового мистического благоговения церковь теперь стремится воздействовать на вновь завоеванную массу верующих средствами светского искусства, способными поразить воображение. Арсенал средств обширен; здесь цвет, эффекты освещения, пафос красноречия и музыка. Новые социально-экономические отношения содействовали развитию крупных городов.

история мебели в мире

Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего городского населения возводятся первые доходные дома. Архитекторы решают крупные градостроительные задачи, строя роскошные дворцы, шикарные дворцовые интерьеры, которых призваны символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются грандиозные парковые ансамбли.

Принцип регуляции распространяется на естественные формы природы: деревья и кусты стригутся виде правильных геометрических форм. Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками, порхающими амурчиками.

Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть, богатство.

Плавные геометрические линии Ренессанса сменяют динамичные овалы, спирали и другие более сложные запутанные очертания. Спокойная гладь поверхности предметов нарушается выпуклостями - вогнутостями, линии изламываются, искривляются. Однако искривить, трудно поддающуюся гнутью, древесину не так уж просто.

Так по необходимости возникает интереснейший приём отделки мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых поверхностей склеивали кусочки фанеры. Шероховатости, неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались покрывались лаком. Отсюда - обилие барочной мебели лаковой работы. Так из необходимости зародился интереснейший приём отделки мебели: техника деревянного набора с сопровождающей её лакировкой.

В эпоху барокко архитектурные формы применяются без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразованию подчас ведёт к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученные колонны, богато профилированные карнизы, рамки.

Мотивами резных, мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба теперь часто изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки.

В Италии барокко особенно любят покрывать яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту, инкрустацию зеркальными пластинками. Каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) прямолинейные очертания тоже изгибаются; мебель становится более лёгкой уютной. Характерная новинка мебели барокко - гнутая ножка - на целое столетие войдёт практику мебельщиков. Мебель для сидения отличается скорее богатством декоративных решений, нежели разнообразием типов. Она всё чаще обивается дорогими декоративными тканями - глазетом, гобеленом украшается бахромой. Она становится дворцовой мебелью.

Эту же эпоху впервые появляются так называемые "гарнитуры" или "комплекты", состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом предметов обстановки. Появляется один из важнейших предметов мебели XVIII - комод с выдвижными ящиками. Наиболее богато убранным предметом мебели является кровать, которая приобретает форму некоего шатра из пышных занавесей и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы.

Традиция устраивать парадные спальни с роскошными кроватями восходит к царствованию того же Людовика XIV. Пробуждение и отход ко сну Короля-Солнца сопровождались пышными церемониями, а королевская спальня превратилась из места отдыха в торжественный зал. Постепенно спальня стала играть и роль приёмной: гостей принимали или лёжа в кровати, или во время сложной процедуры одевания.

Крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи барокко был А. Ш. Буль (1642-1732). После смерти придворного мебельного столяра он 1679 году возглавил мастерские Лувра. С его именем связаны известные всему миру изделия мебели "стиля Буль". Они фанерованы чёрным деревом, богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, позолоченной меди, олова и т. д. Булю принадлежит также слава создателя классического комода.

Среди барочной мебели особенно хотелось бы выделить голландскую. При соблюдении всех особенностей стиля, голландских мастеров не покидает здоровое чувство реальности: их мебель целесообразна, нарядна, но никогда не перегружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту красоту текстуры древесины. Дворцовая мебель барокко, плавно вытекающая из него, дворцовая мебель рококо до сих пор остались для массового сознания наиболее "роскошными" представительными художественными стилями дворцовой мебели.

Начало | Продолжение



Просмотров: 922

Имя *:
Email *:
Код *:

О компании

с 10.00 до 20.00
моб. (097) 965 40 66
Для фотографий и сообщений
viber (094) 887 80 73
WhatsApp (094) 887 80 73
почта: [email protected]

Дополнительная информация

Ваши вопросы
Статьи
23 популярных стиля
О чехлах
Карта сайта

Мы в соцсетях

Facebook
Instagram
Ук
En
Хостинг от uCoz