Статьи

Ru [32]
Uk [6]
Продолжения [8]

Мебель - Эпохи и стили. Продолжение

Предыдущая | Следующая

КЛАССИЦИЗМ (СЕР. XVIII - XIX ВВ.)

Обдумать надо мысль и лишь потом писать.
Буало "Поэтическое искусство"
Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль,
в то время, как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры.
Ж. Ф. Блондель (о фасаде церкви Сен-Сюльпис)
история мебели в мире

Можно не любить классиков диалектического материализма, но гегельянский закон "отрицания отрицания" (развитие мира происходит по спирали, где каждый виток повторяет предыдущие, но на более высоком уровне) весьма нагляден. Пресыщенность причудливыми формами рококо вскоре вызвала в печати призывы к искусству более трезвому, рациональному. Тут как нельзя кстати пришлась вновь воскресшая мода на всё античное.

Классицизм именуют "стилем Людовика XVI", ему довелось стать последним "королевским стилем", когда влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля дворцовой мебели. Немалую роль в распространении нового стиля сыграла всесильная фаворитка короля - мадам Помпадур, в честь которой были названы даже некоторые классические типы мебели. В середине 60-х годов XVIII в. убранство помещений стало простым и строгим. Яркий пример - интерьеры покоев Людовика XVI в Версале. Если в эпоху рококо даже большое помещение должно было производить впечатление будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту - они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат.

Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры, полуколонны. Предметов классической дворцовой мебели здесь немного, но все они устойчиво просты. Капризные, пластичные формы рококо постепенно "успокаиваются": линии выпрямляются, начинает господствовать ясность, гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому.

Изменение принципа построения лучше всего обнаружить на примере мебельных ножек. Если в рококо гнутые ножки непосредственно "перетекали" из корпуса предмета, то в классицизме снова подчёркивается их функция опорных конструкций. Они выпрямляются уподобляются суживающимся к низу колоннам.

В классицизме уже нет той слитности деталей в единую массу, здесь вновь подчёркивается конструктивный принцип. Этому принципу следует декор, линии которого послушно повторяют очертания мебели. Мягкие элементы стульев, кресел обиваются тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.

В завершение нельзя не упомянуть об английском классицизме, который был, не столь суров, как во Франции. Здесь законодателем классицистического вкуса стал Роберт Адам (1728-1792).

Побывав в Италии, он вернулся страстным поклонником античности, создал множество усадебных домов, к которым сам же проектировал мебель. Один из наиболее известных его дворцовых интерьеров - приёмная в доме Сайон-хаус, украшенная колоннами из голубого мрамора, скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинные античные (найденные на дне реки Тибр в Риме!), но они здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, придавая комнате величественный, дворцовый вид.

Популяризация Адамом "античного стиля" также вытеснила из английской мебели формы рококо, ассоциировавшиеся с деятельностью Чиппендейла. Особенно часто Адам сотрудничал с фирмой "Шератон", основанной Томасом Шератоном (расцвет пришёлся на 1790-1804гг). Её работы отличались благородной простотой форм, матовой поверхностью дерева. Популярными были спинки кресел в форме античной лиры или щита с орнаментом. С творчеством Адама связано обогащение классической мебели новыми элементами, переход на светлые породы дерева, в декоре - оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами.

Кроме Адама и Шератона в развитии английской классицистической мебели большую роль сыграл Георг Хэплуайт (расцвет деятельности - 1775-1786). Его изделия характеризуются красотой форм, элегантностью, лёгкостью; отдельные детали (ножки, подлокотники) сохраняют лёгкий изгиб, что указывает на связь с предыдущем стилем Чиппендейла. Спинки, напоминающие формой щит, выполняются либо ажурными, либо мягкими.

В Германии рококо пустил столь глубокие корни, что в отдельных областях он продолжал цвести еще в XIX веке. В самой Франции рококо относительно долго - до начала XIX века - продержалось лишь в ряде провинций, в частности - в Нормандии. Во Франции классицизм (стиль Людовика XVI), раз возникнув, очень быстро становится господствующим течением, тогда как в немецком прикладном искусстве новые, более строгие, холодные формы прививались лишь с большим трудом. Сложившейся, в конце концов, в Германии, Австрии разновидности классицизма именуются - цопф. Ему присущи простые, даже упрощенные формы, не идущие ни в какое сравнение с изысканными, рафинированными формами французского классицизма. Немецкая классицистическая дворцовая мебель проникнута духом пуританства, вместе с тем в ее формах прочно удерживаются такие типично барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы.

АМПИР (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII - НАЧАЛО XIX ВВ.)

история мебели в мире 

Классицизм времён Наполеона I получил название ампир (от франц. empire - "империя"). Он должен был символизировать величие могущество державы созданной генералом Бонапартом. Римская империя стала не просто идеалом красоты, но и программой к действию. Если до этого античные мотивы органично использовались, то теперь им прямо подражают. Ампир становится первым стилем, официально насаждаемым "сверху". Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление удивительной целостности. Однотипные, золочёные украшения покрывали шкаф, шкатулку, обложку книги. В интерьере царил своеобразный маскарад. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на поверку оказывалась картонной, а яшмовый флакон оказывался фарфоровым или стеклянным. При этом мастера не стремились, чтобы дешёвая вещь выглядела как дорогая. Напротив, они часто выдавали ценные материалы за более скромные. Целые помещения менялись ролями. Спальни оформляли в виде военного шатра, а в будуаре французской императрицы Марии Луизы в Компьенском дворце недалеко от Парижа камин служил хранилищем для передвижной ванны.

Предыдущая | Следующая



Просмотров: 845

Имя *:
Email *:
Код *:

О компании

с 10.00 до 20.00
моб. (097) 965 40 66
Для фотографий и сообщений
viber (094) 887 80 73
WhatsApp (094) 887 80 73
почта: [email protected]

Дополнительная информация

Ваши вопросы
Статьи
23 популярных стиля
О чехлах
Карта сайта

Мы в соцсетях

Facebook
Instagram
Ук
En
Хостинг от uCoz