Статьи

Ru [32]
Uk [6]
Продолжения [8]

Мебель - Эпохи и стили. Продолжение

Предыдущая | Окончание

В дворцовых интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, строгая симметрия, полная уравновешенность частей. Лёгкость, изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию - холодный расчёт. Полы настилаются паркетом, как правило, составленным из цветных пород дерева. Дворцовая мебель ампира была далеко не такой удобной, как перед этим: комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями.

Дворцовые предметы служили, прежде всего репрезентации, напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели. Даже самые скромные уютные кровати в то время были величественны, строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Оно стояло вдоль стены (а не перпендикулярно к ней, как в XVII- XVIII вв.) не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. Ложе "охраняли" сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи. Излюбленным дворцовым предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий комод. Столы-бюро, стулья, кресла, подобно зданиям, опирались на колонны и золочёные статуи, заменявшие ножки.

Прямоугольные подушки на сиденьях, плотно обитые тканью, узор которой нередко подражал прожилкам мрамора, походили на каменные плиты. В декоре отразился воинственный дух эпохи: всевозможное оружие, факелы, лавровые венки, часто повторяющаяся буква "N" (инициал Наполеона). После похода в Египет становятся популярны египетские мотивы (пирамиды, иероглифы, сфинксы). При этом тяжеловесный ампир сохранил одно из самых удачных и практичных изобретений XVIII в. – раздвижную дворцовую мебель. Таковы складные походные кровати Наполеона и его дорожное бюро. Это бюро, очень небольшое в сложенном виде, могло разворачиваться. Благодаря множеству выдвижных ящичков оно было поразительно вместительным, удобным. Даже в тряской походной повозке император работал за ним почти с таким же комфортом, как в кабинете. Символом стиля ампир стало так называемое красное дерево - красивая экзотическая древесина, которой покрывали все предметы люкс (элитного класса). Даже когда мастера работали с местной древесиной, они старались использовать не ствол, а корень с более прихотливым, чётким рисунком волокон, напоминающим красное дерево.

Лучшую мебель в стиле ампир изготовляли во Франции по эскизам, разработанным архитекторами-декораторами Шарлем Персье и Пьером Фонтеном. Признанными королями мебельного искусства были мастера-краснодеревщики Ж. Жакоб (1739-1814), его сын Ф. О. Демальте (1770-1841). Все мебельные мастера ставили на изделиях своё клеймо. В других странах Европы мебельщики подражали французским образцам. Великолепную, оригинальную по стилю мебель создавали в России. Наряду с красным деревом русские мастера применяли местный материал - карельскую берёзу. Ненависть ко всему, что связано с Наполеоном сокрушила господство ампир.

БИДЕРМЕЙЕР (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)

Эпоха начала XIX в. - это эпоха ранней буржуазии, эпоха скромного вещного мира с лёгким налётом сентиментальности. Более поздняя высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище "бидермейер" (т. е. история мебели в мире"бравый господин Мейер" - синоним горожанин, введённый в обиход поэтом Эйхордтом). Проявлялось стремление буржуазии к спокойной упорядоченной жизни. Именно тогда в буржуазных домах возникает понятие "чистой комнаты" - представительной комнаты для приёма гостей (этакое подражание светским салонам). Естественно, что она обставлялась с особой заботой. От ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения лаконизма. Теперь главный упор делается на практичность, дешевизну, целесообразность. А критериями полезности служат прочность, удобство, доброкачественность.

Стиль бидермейер унаследовал от ампира панорамные обои, пейзажи на предметах мебели. Однако в целом иллюзорный мир был разрушен: теперь мебель, зеркала размещали так, чтобы в комнатах было уютно, а не добивались художественного, дворцового эффекта. Постепенно комнаты заполнились мягкими диванами обитыми спокойными мебельными тканями, пуфами, были разгорожены мебелью и ширмами. Благодаря множеству безделушек они всё больше походили на тесную шкатулку.

Мебель бидермейера вновь приобретает естественные формы, плавные линии. Она уже не предмет украшения, а добрый услужливый друг. Иногда она грубовата, неуклюжа по форме, но зато отличается выдержанными пропорциями, красивому цвету дерева и удачно подобранными расцветками, рисунками обивок в перетяжке. Никогда ещё естественная красота дерева не использовалась в такой мере. Мастера по-прежнему отделывали парадную мебель красным деревом, но в то же время широко использовали ясень, вишню, берёзу, грушу, клён. Недаром период бидермейера называли "эпохой светлого дерева". В парадных помещениях появилась мебель, ранее уместная только в кладовых или в комнатах людей среднего достатка, - шкафы, обеденные столы. Очень мало осталось вещей узкого, специального назначения.

Впрочем, это не касается столов. Люди в это время много охотно пишут, отсюда повышенный спрос на письменные столы. Кроме письменных столов, обеденных появляются читальные, курительные, рабочие, цветочные, игральные столы. Исчезла распространённая в XVIII в. мебель, состоявшая из многих частей, которые можно было сочетать или использовать по отдельности. Исчезли совсем недавно широко распространённые балдахины для кроватей. Мебель для сиденья кроме диванов представлена стульями и креслами двух типов: одни - лёгкие, удобные, элегантные, вторые - исполненные в соответствии с мещанскими представлениями об уюте. Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо, непременные, модные в то время, небольшие клавесины (спинеты). В оформлении преобладали английские, классические традиции XVIII в.: изящные округлые очертания, простота и лёгкость.

Самым популярным был секретер с выдвижными ящичками, украшенный живописью, цветной фанеровкой (разноцветными кусочками дерева геометрической формы). Появились гарнитуры из широких диванов, соф, дополненные стульями, столами. Для обивки, перетяжки сидений, спинок кресел вместо принятого в эпоху ампира шёлка применяли более простые ткани, например, ситец с цветочным рисунком, или однотонный или в полоску репс. В качестве настилочного элемента использовали конский волос. Ведущими центрами классического мебельного искусства были Лондон, Берлин, Вена. Широко применялась техника фанерования. Иногда фанеровались даже стройные ножки, локотники кресел, стульев, диванов. В это пуританское время даже такие украшения казались ненужной роскошью излишеством в мебели. Например, английский писатель А. Штифтер в одном из произведений язвительно пишет: "...все столы имеют простые сосновые ножки, щеголяющие, однако, в штанах из орехового, красного дерева". Около 1830 г. немецкий мастер Михель Тонет открыл новый метод производства мебели: он научился формовать многослойную фанеру и гнуть длинные деревянные брусья в водяном пару или кипятке.

Предыдущая | Окончание



Просмотров: 899

Имя *:
Email *:
Код *:

О компании

с 10.00 до 20.00
моб. (097) 965 40 66
Для фотографий и сообщений
viber (094) 887 80 73
WhatsApp (094) 887 80 73
почта: [email protected]

Дополнительная информация

Ваши вопросы
Статьи
23 популярных стиля
О чехлах
Карта сайта

Мы в соцсетях

Facebook
Instagram
Ук
En
Хостинг от uCoz